При проверках бизнеса будет исключено применение актов СССР и РСФСР
- Главная
- Информационный центр
- Инвестиционные новости
- 2016 год
- Июль
На совещании Президента РФ с членами правительства РФ, Алексей Улюкаев сообщил, что в прошлом году по поручению Пезидента РФ начата работа по комплексному реформированию системы контрольно-надзорной деятельности. Правительство Российской Федерации приняло дорожную карту; чтобы ввести системность этой работы, мы разделили её на несколько этапов.
Продолжая работу над комплексным большим законом о контрольной деятельности государственных муниципальных органов, мы с экспертным сообществом на первом этапе выделили наиболее острые и важные для сообщества предпринимателей проблемы, которые они неоднократно ставили и перед Правительством, и перед Вами, Владимир Владимирович, на Ваших встречах. И ответом на беспокойство мирового сообщества стал пакет поправок – 224-й закон о контрольном надзоре, так называемый малый контрольно-надзорный закон.
О чём идёт речь, какие беспокойства предпринимателей мы постарались снять? Первый блок – это административная нагрузка на малый бизнес. Уже с прошлого года установлен режим так называемых надзорных каникул для малого и среднего бизнеса, который говорит о том, что в их отношении не проводятся в течение трёх лет плановые проверки, за исключением узкого перечня наиболее серьёзных нарушений. Это уже за один год позволило нам снизить объём плановых проверок для малого бизнеса примерно на 20 процентов от общего массива, а число уменьшилось примерно на 165 тысяч.
Второе. С 1 июля этого года у нас предусмотрена система замены штрафов для малого бизнеса при выявлении контрольно-надзорными органами соответствующих нарушений на предупреждение, имея в виду, что в основном нарушения делаются не по злой воле, а по незнанию каких‑то обстоятельств.
Второй блок проблем – это то, что у нас сохраняется массив неоптимальных требований, устарелых требований, тех требований, которые непрозрачны, не опубликованы, понимание и доступ к которым для делового сообщества затруднён, в ряде случаев требования просто противоречивы. Для того чтобы решить эту проблему, поправки в 294-й закон предполагают, что мы с 1 июля 2017 года исключаем применение в ходе контрольных мероприятий актов исполнительных органов СССР и РСФСР. Мы считаем, что четверть века – достаточное время для того, чтобы ведомства могли всё необходимое для контрольной работы в современных условиях, что было зафиксировано в тех актах, обновить, включить в современную нормативную базу. То, что не сделано, – это явно избыточные требования, требования, идущие от прошлой системы, от прошлого века.
Следующее в этом же блоке – это законодательное установление практики введения так называемых проверочных листов с тем, чтобы контролёр проверял не волюнтаристски, задавая любое количество тем для проверки, а в строгом соответствии с исчерпывающим перечнем пунктов, чему должны соответствовать действия проверяемого лица, такие специальные таблицы, проверочные листы. Конечно, закон устанавливает только общую рамку для их применения.
Нам нужно будет принять постановление российского Правительства о требованиях к этим проверочным листам, и каждому министерству и ведомству, которое курирует соответствующую сферу надзорной деятельности, принять свои нормативные ведомственные акты, которые утверждают сами эти проверочные листы. Проект постановления Правительства подготовлен, внесён, может быть в короткие сроки принят.
Третий блок проблем связан с тем, что, к сожалению, зачастую контрольно-надзорные органы действуют фактически в интересах недобросовестных предпринимателей, которые прибегают к принципам недобросовестной конкуренции; имеется в виду, что большое количество заведомо ложных анонимных или подписанных несуществующими лицами заявлений, к сожалению, принимались до сих пор надзорными органами в работу. Для того чтобы исключить эту практику недобросовестной конкуренции, закон чётко прописывает требования об установлении личности при подаче жалобы через интернет, а жалобщик должен пройти идентификацию информационной системы. Если это не делается, то жалобе ход не даётся.
Кроме того, вводится механизм предварительной проверки поступающих в органы контроля обращений: во‑первых, если это письменное обращение, которое пришло по почте, также проверяется на достоверность заявление лица, что это лицо существует на самом деле. Кроме того, не назначая проверочные мероприятия, контрольный орган может провести необходимые исследования обстоятельств, то есть понять, есть сам факт нарушения или нет, факты, содержащиеся в обращении, имеют место или нет. В случае если это не соответствует тому, что написано в жалобе, то ей не даётся ход, и контрольно-надзорные мероприятия не проводятся. Мы считаем, что это дополнительная защита интересов бизнеса от недобросовестной конкуренции.
Важный момент – это так называемая контрольная закупка. На практике наши надзорные органы уже вводят этот механизм, и деловое сообщество было несколько обеспокоено тем, что он нормативно не урегулирован. Закон сейчас даёт, с одной стороны, нормативное право применения механизма контрольных закупок, а с другой стороны – устанавливает ограничения для их применения. Какого рода ограничения? Во‑первых, они могут реализовываться только в сфере продажи товаров, реализации услуг и произведения работ. Во‑вторых, их проведение должно быть согласовано с прокуратурой. И, в‑третьих, они должны быть включены в реестр проверок. То есть должны быть прозрачны и понятны для соответствующих подразделений бизнеса их механизм и назначение.
Очень важно, что теперь закон даёт нормативную базу для того, чтобы применять рискоориентированный контроль, управлять фактически рисками в системе надзора и контроля, то есть там, где идентифицированы реальные угрозы жизни, здоровью, правам граждан, осуществлению нормальных хозяйственных связей. Если эти риски понятно идентифицированы, соответственно там они находятся в фокусе проверочной деятельности. Если такого рода рисков нет, то и проверочная деятельность должна, конечно, проводиться в совсем другом режиме, то есть чтобы мы не уравнивали с точки зрения необходимости проверочных мероприятий крупный завод, который несёт реальные техногенные проблемы, с парикмахерской или булочной. Соответственно проект постановления Правительства, который создаёт основу для того, чтобы идентифицировать эти риски, подготовлен, внесён, сейчас находится на стадии обсуждения на площадке Правительства.
Кроме того, закон сейчас предполагает профилактику нарушений – не только действия, когда нарушение выявлено, но работу с бизнесом, разъяснение ему требований контролёра, разъяснение ему возможностей устранения этого, указания на факт непреднамеренных ошибок, непреднамеренных нарушений нормативных требований. То есть фактически речь идёт о том, что контроль становится не карающим, а сервисным. Он обслуживает бизнес, помогая ему избежать нарушений, помогая ему избежать соответствующих наказаний.
Вы в этом месяце подписали соответствующий закон. Большинство его положений, кроме единственного положения о проверочных листах, вводится с 1 января. Положение о проверочных листах вводится с 1 июля. Сейчас мы ведём работу над подзаконными актами. Нам нужно принять семь постановлений Правительства и большое количество актов на уровне министерств и ведомств, но мы уверены, что до 1 июля мы это сделаем.
Сейчас мы будем по Вашему поручению сосредоточены на работе над большим законом о государственном и муниципальном контроле, имея в виду, что он должен как бы кодифицировать весь массив отраслевых надзорных и контрольных актов. А у нас зачастую сейчас просто пересекаются тематики, объекты этих актов, и фактически оказывается, что предприниматель проверяется разными органами надзора по одной и той же теме, по одной и той же проблеме. Конечно же, базовый закон должен это развести. Он должен будет установить требования по эффективности работы контрольно-надзорных органов. В скором времени мы увидим, что эта работа также будет завершена.